ПензоблСЮТур организует образовательную деятельность в соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий в объединениях по интересам.
Численность учащихся по реализуемым дополнительным общеобразовательным программам на 2020–2021 учебный год – за счёт бюджетных ассигнований: 732 человек. Образовательная деятельность осуществляется в течение всего календарного года.
Обучение ведется на русском языке.
Возраст учащихся от 5 до 18 лет.
Приём на обучение по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется в соответствии с Положением о приёме, обучении, переводе и отчислении учащихся Государственного автономного учреждения дополнительного образования Пензенской области “Станция юных туристов”.
В текущем учебном году вакантных мест для приёма (перевода) на обучение по дополнительным общеобразовательным программам в учреждении нет.
Обучение бесплатное.
ЛИЦЕНЗИЯ
на осуществление образовательной деятельности
№ 12370 от 26 августа 2021 г.


Учебный план ГАУДО ПензоблСЮТур
Основополагающими документами в области дополнительного образования при составлении учебного плана ГАУДО ПензоблСЮТур, являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
- Устав ГАУДО ПензоблСЮТур
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
- Образовательная программа ГАУДО ПензоблСЮТур.
- Методические рекомендации по финансовой реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей от 19.10.2006 г. № 06.16.16
В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной в ГАУДО ПензоблСЮТур.
Организация образовательной деятельности может предусматривать использование различных форм проведения занятий – по группам, индивидуально или всем составом объединения. Группы дифференцируются по годам обучения (1 год обучения , 2 год обучения , 3-й и последующий год обучения). Деятельность образовательного учреждения направлена на формирование всесторонне развитой гармоничной личности, способной реализовывать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях, в интересах, как собственных жизненных устремлений, так и прогресса общества.
В программах преобладают практические занятия; закрепление полученных знаний на практике, в походе, на экскурсии; введен достаточно большой по объему блок физической подготовки. Это требует значительного увеличения объёма учебного времени. В настоящее время нормативно-правовая база дополнительного образования позволяет это сделать.
В ГАУДО ПензоблСЮТур устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: лекция, беседа, семинар, занятие на местности, лабораторная работа, конкурс, экскурсия, конференция, занятия общей и специальной физической подготовкой, учебно-тренировочные походы и сборы, соревнования, экспедиции и другие виды учебных занятий.
Рекомендуемый санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей режим занятий детей в объединениях туристско-краеведческого и физкультурно-спортивного профиля: продолжительность теоретических занятий –от 1 до 3 по 45 минут, занятия на местности – до 4 часов, 1-2 похода или занятия на местности в месяц. Продолжительность занятий 45 минут с обязательным 10-15 минутным перерывом между ними для отдыха и проветривания помещений.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
реализуемые в ГАУДО МФТСЦ
Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.
Срок реализации программы: 4 года.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 11-17 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Основы туристско-спортивной подготовки (1 год в т.ч. ТБ). Топография и ориентирование. Гигиена и первая доврачебная помощь. Общая и специальная физическая подготовка. Организация туристского быта в полевых условиях. Обеспечение безопасности. Специальная подготовка туриста-водника. Спортивные походы.
Цель программы: формирование социальной и познавательной активности учащихся, укрепление и сохранение здоровья, повышение спортивного мастерства через занятия водным туризмом.
Задачи программы:
- разносторонняя физическая подготовка;• развитие специальных физических качеств;
- формирование техники и тактики водного туризма;
- подготовка к участию в спортивных соревнованиях по спортивному туризму на водных дистанциях;
- подготовка к участию в походах различной сложности;
- формирование навыков оказания первой помощи и восстановления после физических нагрузок;
- обучение грамотному и безопасному поведению на открытых водоемах и в природной среде;
- развитие инициативности и самостоятельности;
- укрепление физического здоровья учащихся, закаливание организма;
- воспитание чувства ответственности за коллектив, укрепление межличностных отношений через уважительное, доброжелательное отношение друг к другу;
- экологическое воспитание.
Содержание программы: Программа является интеграцией спортивного туризма и смежных видов деятельности, общей физической подготовки и позволяет учащимся, не имеющим специальной подготовки пройти обучение и участвовать в различных мероприятиях с целью изучения родного края и получения специальных знаний и умений в области туризма, истории, экологии др.
Результаты программы:
• Учащиеся будут знать основные задачи туризма и его значение в жизни общества.
• Научатся контролировать и корректировать собственное поведение на тренировочных занятиях, соревнованиях и в походе.
• Научатся правильно оценивать препятствия в водном походе и предлагать свои варианты его прохождения.
• Получат знания об основных терминах и понятиях водного туризма.
• Получат знания о технике и тактике преодоления естественных водных препятствий, познакомятся с правилами безопасности в походе 1-2 категории сложности.
• Научатся проводить спасательные работы на воде.
Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.
Срок реализации программы: 3 года.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 8-13 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Основы спортивного ориентирования. Общая и специальная физическая подготовка. Тактико-техническая подготовка. Медико-санитарная подготовка. Техника безопасности. Основы туристской подготовки.
Цель программы: создание условий для воспитания физически здоровой, социально-адаптированной, всесторонне развитой личности подростка посредством занятий спортивным ориентированием.
Задачи программы:
- Усвоение и овладение воспитанниками базовым, а затем повышенным уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для занятий ориентированием;
- Формирование потребности в углубленном освоении предмета для участия в соревнованиях по спортивному ориентированию различного уровня;
- Создание условий для профессионального самоопределения личности;
- Формирование навыков жизнеобеспечения;
- Получение дополнительного образования по ОБЖ, географии, краеведению, психологии, экологии.
Содержание программы: Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, имеют большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и будущему воину. При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективное мышление в условиях больших физических нагрузок.
Спортсмен-ориентировщик в процессе занятий совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, геометрии, физкультуры.
Результаты программы: обучающиеся получат знания об основных элементах ориентирования, расширяют объем знаний о технике спортивного ориентирования. Приобретут первичные знания о тактике, соревновательный опыт, участвуя в районных и городских соревнованиях по спортивному ориентированию. Воспитанники познакомятся с туристскими возможностями родного края, совершат многодневные некатегорийные походы.
дисциплина «дистанции-пешеходные»”
Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.
Срок реализации программы: 4 года.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 11-17 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Спортивный туризм (в т.ч. техника безопасности). Ориентирование на местности. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Общая и специальная физическая подготовка.
Цели программы:
- физическое и духовное развитие личности;
- воспитание в ребенке любви к окружающему миру и родной стране;
- формирование чувства патриотизма и гражданственности;
- уточнение, подтверждение полученных и приобретение новых знаний по предметам школьной программы, взаимосвязанных с туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельностью;
- выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с природой и культурными памятниками родной страны;
- формирование личности, способной творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов (системы выживания);
- овладение ребенком основными спортивно-техническими профессиональными навыками в данной области;
- развитие способности к принятию творческих решений в нестандартных жизненных ситуациях на основе имеющегося багажа практического опыта, т.е. переход количества практического опыта и знаний в качество оригинальных решений;
- социальная адаптация детей и подростков из неблагополучных семей и детей с отклонениями в социализации;
- воспитание в школьниках основных человеческих качеств: взаимовыручки, дружбы, честности, бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости.
Задачи программы:
- пропаганда туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельности,
- пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом;
- участие в туристских соревнованиях, проводимых округом, городом;
- формирование из числа старших и наиболее опытных учащихся инструкторского звена, помогающего в реализации данной программы;
- привлечение наиболее опытных выпускников к работе в должности педагога дополнительного образования;
- изучение культуры и природы России через туристские походы, посещение памятников истории и природы.
Содержание программы: Спортивный туризм – это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как средство круглогодичной тренировки туристов используются походы и соревнования по различным видам туристской техники.
Результаты программы: В результате освоения программы дети научатся: соблюдать правила безопасности во время организации и участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях, подвижных и спортивных игр; надевать страховочную систему, вязать узлы; владеть приёмами самостраховки, преодолевать естественные и искусственные препятствия; подбирать личное и групповое снаряжение для двухдневного похода; пользоваться туристским снаряжением; разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты, составлять меню; уметь ориентироваться на местности по компасу, карте, местным признакам и предметам, рассчитывать расстояние по карте и измерять расстояние шагами на местности; выполнять нормативы для присвоения 2, 1 юношеских и 3 спортивных разрядов по видам спорта спортивный туризм и спортивное ориентирование; жить в коллективе и владеть секретами общения и творческого сотрудничества в ходе интегрированной спортивно – познавательной туристско-краеведческой деятельности.
Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.
Срок реализации программы: 3 года.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 7-16 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Основы туристской и скалолазной подготовки. Техника безопасности. Организация туристского быта в полевых условиях. Спортивный туризм. Основы скалолазания. Топография и ориентирование. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Общая и специальная физическая подготовка.
Цель программы: укрепление и сохранение здоровья учащихся, обеспечение разностороннего физического развития, создание условий для развития социально-активной личности воспитанников средствами скалолазания и туризма.
Задачи программы:
- удовлетворение познавательных интересов и развитие познавательных, творческих способностей учащихся;
- достижение учащимися уровня физической подготовленности в соответствии с требованиями данной программы;
- овладение базовыми знаниями, умениями и навыками по скалолазанию;
- формирование образа здоровой жизни у учащихся, через систематические занятия скалолазанием;
- воспитание морально-волевых качеств, самостоятельности и ответственности;
- воспитание патриотического сознания: любовь и бережное отношение к природе, к истории и культуры края, в том числе гордость за достижения соотечественников в спорте.
Содержание программы: Представленная программа даёт широкое представление о тренировочном процессе в скалолазании. Спортивное скалолазание – один из немногих видов спорта, сочетающих физическое движение с движением мысли. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скалолазание» способствует решению приоритетных задач развития личности через занятия скалолазанием. Это даёт возможность вариативности выбора направлений в развитии учащегося, совершенствовании его физических качеств. Кроме того, содержание программы дополнено разделами начальной туристской подготовкой.
Результаты программы:
Обучающиеся научатся выполнять общеразвивающие физические упражнения, укрепят своё здоровье, улучшат двигательные качества: гибкость, ловкость, силу, координацию движений, пространственное мышление; получат базовые знания, умения и навыки в спортивном скалолазании (технические действия на стене); освоят теоретический материал (история возникновения скалолазание, виды, дисциплины); научатся работать в команде, освоят основы страховки, первой медицинской помощи; научатся лазать скалолазную трассу.
Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.
Срок реализации программы: 7 лет.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 6-18 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Личное снаряжение. Ориентирование на местности. Первая (доврачебная) медицинская помощь. Пешеходный туризм. Скалолазание. Велотуризм. Общая физическая подготовка. Клубная деятельность.
Цель программы: обеспечение личностного и физического развития, позитивной социализации, ответственного отношения учащихся к своему здоровью средствами туризма.
Задачи программы:
– изучение основ безопасности жизнедеятельности;
– изучение истории и природы родного края.
– изучение техники спортивного туризма;
– развитие практических навыков совместной работы, умений в самоорганизации и самоуправлении;
– воспитание личностных качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки.
Содержание программы: Ведущей формой в реализации образовательной программы «Туризм – моя жизнь» является туристский поход.
Поход в программе понимается как воспитательное пространство, способствующее социализации личности ребенка; совершенствованию его физической подготовки; умению налаживать межличностные отношения; формированию чувства коллективизма, ответственности, надежности, решительности, смелости, самостоятельности, толерантности.
При реализации программы используются различные формы походов: степенные, категорийные, агитпоход, экспедиции, передвижные палаточные лагеря, где создаются наиболее благоприятные условия для формирования постоянного детского коллектива.
В программе все виды походов и экспедиций проводятся в каникулярное время.
Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года.
Особое внимание в программе уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
Результаты программы: Обучающиеся по итогам изучения программы будут владеть техникой и тактикой пешеходного туризма, самостоятельно организовывать страховку; владеть навыками ориентирования на местности и участия в со-ревнованиях по спортивному ориентированию; умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуа-циях в природной, техногенной и социальной средах; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной и общественной безопасности; владеть способами оказания первой помощи; иметь достаточную для зачетного похода физическую и техническую подготовку.
Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.
Срок реализации программы: 3 года.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 10-16 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Туристская подготовка. Топография и ориентирование. Краеведение. Основы гигиены, первая помощь пострадавшему. Общая и специальная физическая подготовка. Инструкторская подготовка.
Цель программы: укрепление и сохранение здоровья учащихся, обеспечение разностороннего физического развития, создание условий для развития социально-активной личности воспитанников средствами туризма.
Задачи программы:
• укрепление здоровья учащихся;
• формирование детского коллектива;
• развитие лидерских качеств учащихся;
• повышение спортивного мастерства учащихся;
• физическое и духовное развитие личности;
• воспитание в ребенке любви к окружающему миру и родной стране;
• формирование чувства патриотизма и гражданственности;
• уточнение, подтверждение полученных и приобретение новых знаний по предметам школьной программы, взаимосвязанных с туристско-краеведческой деятельностью;
• выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с природой и культурными памятниками родной страны;
• овладение ребенком основными спортивно-техническими профессиональными навыками в области туризма;
• развить интерес к спортивно-туристской деятельности и путешествиям,
• развить интерес к познанию окружающего мира.
Содержание программы: Программа содержит рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса туристов на начальном этапе знакомства с туризмом. При освоении программы происходит развитие физических качеств учащихся, устойчивого интереса к спорту и здоровому образу жизни через знакомство с видами туризма и освоением базовых туристических навыков.
Результаты программы: Обучающиеся получат знания по личной гигиене туриста, профилактике заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях по спортивному туризму, о нормативных документах по спортивному туризму, скалолазанию, а так же технике и тактике ориентирования. Научатся выполнять сложно-координационные упражнения, сложно-координационные упражнения, улучшат свою физическую подготовку. Приобретут навыки прохождения дистанций 2 и 3 класса по пешеходному туризму.
Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.
Срок реализации программы: 2 года.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 10-14 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Теоретическая подготовка. Физическая подготовка. Техника ориентирования. Техника плавания. Техника бега. Техника лыжных ходов. Тактическая подготовка. Психологическая подготовка. Интеллектуальная подготовка. Тренировочные дистанции.
Цель программы: формирование устойчивого интереса к занятиям в туристских объединениях, а также здорового образа жизни средствами плавания. Освоение учащимися начальных знаний и навыков в туристско-краеведческой области, создание условий для мотивационного развития, социальной адаптации и самоопределения в дальнейших занятиях туризмом.
Задачи программы:
– расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих общеобразовательную программу по географии, экологии, ОБЖ, физической подготовке;
– приобретение первоначальных знаний обучающихся по различным направлениям спортивного туризма и спортивного ориентирования.
– физическое совершенствование школьников — развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
– приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
– приобретение специальных знаний по спортивному туризму и ориентированию;
– изучение основ техник плавания различными стилями;
– развитие практических навыков в прикладном плавании.
Содержание программы: Происходит начальное знакомство с направлениями спортивного туризма и спортивного ориентирования. Обучающиеся приобретают навыки и понятия, связанные с туристско-краеведческой деятельностью и применяют на практике в однодневных походах. Выполняются нормативы для получения отличительных знаков «Юный путешественник России» I ступени. Параллельно с этим воспитанники начинают осваивать базовый курс спортивного и прикладного плавания.
Результаты программы: По завершению программы обучающиеся должны знать: определения понятий, связанных с туристско-краеведческой деятельностью; разновидности туристско-краеведческих направленностей в организациях дополнительного образования города; правила организации и проведения не сложных туристских походов выходного дня, путешествий и экскурсий; основную краеведческую информацию о Пензенской области. Основы туристической техники и ориентирования; иметь общие представления о самоконтроле и оказании помощи пострадавшему на воде; элементарные способы закаливания и оздоровления организма. Базовую технику плавания спортивными способами, правила безопасности на воде и порядок действий в экстремальных ситуациях, основы прикладного плавания.
Обучающиеся приобретают ряд навыков, связанных с организацией и проведением туристских степенных походов и участия в простейших соревнованиях по видам спортивного туризма и ориентирования, оказанием помощи пострадавшему на воде. Правильно оценивать ситуацию на воде, мобилизовать свои ресурсы и принимать четкие тактические решения. Предусматривается повышение уровня общей физической подготовки, что является необходимой предпосылкой в выборе спортивной специализации и последующего успешного занятия любым видом туризма.
Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.
Срок реализации программы: 5 лет.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 12-18 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Основы туристско-спортивной подготовки. Топография и ориентирование. Гигиена и первая доврачебная помощь. Общая и специальная физическая подготовка. Социально-психологическая подготовка. Специальная подготовка туриста-водника. Спортивные походы.
Цель программы: создание условий для успешной социализации подростков средствами туризма.
Задачи программы:
– знакомство с основами туризма и туристской деятельности;
– формирование знаний о различных видах туризма;
– формирование туристских навыков, необходимых для включения в различные виды туристской деятельности;
– пропаганда и мотивацию подростков к ведению здорового образа жизни;
– физическое совершенствование воспитанников;
– формирование и развитие положительных социальных качеств личности и ценностных ориентаций: мужества, выносливости, выдержки, решительности, смелости и д.р.;
– формирование умений межличностного и межвозрастного взаимодействия и сотрудничества.
Содержание программы: предполагает изучение основ туристкой деятельности, техники и тактики различных видов туризма, основ медпомощи, формирование и развитие туристских умений и навыков. Особенностью данной программы является помимо формирования и развития специальных ЗУН развитие творческих способностей воспитанников (факультативный курс: «Основы игры на гитаре), коммуникативных и организаторских умений и способностей (факультативный курс: «Организация досуговой деятельности в походе»). Практикоориентированный характер программы обеспечивает включение каждого участника педагогического взаимодействия в процесс формирования социальнозначимых умений и навыков (активность, ответственность, автономность, мобильность и др.) средствами туризма.
Результаты программы: обучающиеся будут знать основы туристской деятельности; технику безопасности в походах, на соревнованиях; тактические и технические особенности водного и горного туризма; способы деятельности в ЧС и экстремальных ситуациях в условиях различных видов туризма; организационные основы подготовки и проведения различных видов походов, экспедиций. Будут уметь: разрабатывать маршрут похода, подбирать продукты и снаряжение для похода; изготовлять простое снаряжение для походов и соревнований; работать контролером, судьей этапов на соревнованиях по спортивному ориентированию и технике туризма; ориентироваться в экстремальных ситуациях; обеспечивать себя водой и пищей в автономных условиях; изготовлять жилища в разных природных зонах; изготовлять снаряжение, бытовую утварь из природных материалов; оказывать медицинскую помощь. Выполнят: нормативы второго разряда по спортивному ориентированию, по спортивному туризму, по туристскому многоборью, по поисковоспасательным работам; совершат походы 1 категории сложности.
Форма обучения: очная.
Срок реализации программы: 3 года.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 7-11 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Туристско-бытовые навыки юного туриста. Основы топографии. Туристское и экскурсионное ориентирование. Основы краеведения. Спортивно-оздоровительный туризм. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка.
Цель программы: развитие двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, укрепление их здоровья, психическое и физическое оздоровление организма учащихся в процессе туристско-познавательной деятельности.
Задачи программы:
оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
формирование координационных функций; развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;
вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма.
Содержание программы: В программе отражены актуальные принципы государственной политики в сфере образования. Большое внимание в содержании программы уделяется формированию у обучающихся навыков 21 века (навыки безопасного поведения и здорового образа жизни, умение принятия решений в проблемных ситуациях, навыки сбора информации в разных форматах и пр.).
Программа направлена на решение приоритетных задач воспитания: совершенствование условий для развития у младших школьников мотивации к познанию как способу обретения новых личностных возможностей; содействие развитию мотивации к осознанному выбору ценности жизни и здоровья, безопасного и созидательного образа жизни.
Результаты программы: учащиеся будут:
знать и соблюдать правила и основы безопасного поведения участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и походов, экскурсий;
знать правила обустройства бивуака в зимнее время и уметь разбить туристский лагерь;
знать перечень и выполнять обязанности различных туристских должностей в походе;
уметь преодолевать естественные и искусственные препятствия;
уметь отслеживать основные показатели состояния здоровья и самочувствия во время походов;
уметь составлять родословное древо, паспорт семьи;
уметь пользоваться компасом при движении по плану (карте) школьного двора, на местности с использованием форм рельефа и по азимуту;
знать правила безопасного преодоления препятствий и уметь применять различные технические приемы их преодоления;
уметь выполнять физические упражнения на развитие скоростно-силовых качеств, гибкости и координационных способностей и уметь их выполнять.
Форма обучения: очная.
Срок реализации программы: 3 года.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 7-16 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Спортивный туризм. Спортивное ориентирование. Выживание в природной среде. Краеведение. Велосипедная подготовка.
Цель программы: всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами спортивно-туристской, краеведческой и трудовой деятельности.
Задачи программы:
– знакомство с основами туризма и туристской деятельности;
– формирование знаний о различных видах туризма;
– формирование туристских навыков, необходимых для включения в различные виды туристской деятельности;
– пропаганда и мотивацию подростков к ведению здорового образа жизни;
– физическое совершенствование воспитанников;
– формирование и развитие положительных социальных качеств личности и ценностных ориентаций: мужества, выносливости, выдержки, решительности, смелости и д.р.;
– формирование умений межличностного и межвозрастного взаимодействия и сотрудничества.
Содержание программы: Велосипедный туризм как молодой и самостоятельный вид спорта, в силу своей специфики – занятий на открытом воздухе – имеет большой оздоровительный потенциал. Несмотря на наличие групповых соревнований, велотуризм, в основном, индивидуальный вид спорта, требующий от обучающегося самостоятельности, ответственности, умения принимать верные решения в сложных условиях соревновательной обстановки.
Велосипедный туризм – это не просто поездки на велосипеде, а туристический поход, соответствующий правилам, имеет различные категории сложности, которые определяют протяженность и продолжительность маршрута, набор препятствий, состав группы, что в свою очередь заставляет проходить маршрут в быстром темпе, проявлять высокие морально-волевые качества и применять навыки преодоления препятствий. В походе велотурист имеет возможность вплотную наблюдать жизнь различных экосистем: с рельефом местности, с экосистемой в холодное время года, в теплое время года.
Результаты программы: учащиеся будут знать:
• нормы спортивно-туристских походов
• обязанности членов туристских групп
• географию родного края, туристские возможности родного края.
• виды спортивного ориентирования, условные знаки спортивных карт, легенды контрольных пунктов
факторы и стрессоры выживания, условия автономного существования в различных природных зонах
• виды самодеятельных жилищ, способы добычи огня,
• правила дорожного движения;
• основы безопасности в велотуризме и умение правильно действовать в условиях экстремальной обстановки;
Уметь:
• выбирать снаряжения для выживания в различных ситуациях, находить и очищать воду,
• ориентироваться в экстремальных ситуациях
• владеть техникой и тактикой велотуризма.
• ездить на велосипеде без груза и с грузом в различных дорожных условиях.
• проходить естественные препятствия на воде
Выполнять:
• Принимать участие в 1 дневном автономном походе.
Форма обучения: очная.
Срок реализации программы: 4 года.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 7-18 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Начальная туристская подготовка. Общая физическая подготовка туриста-спортсмена. Первая (доврачебная) медицинская помощь в походе. Краеведение. Основы велотуризма. Ориентирование на местности и топографическая подготовка.
Цель программы: обеспечение личностного и физического развития, позитивной социализации, ответственного отношения учащихся к своему здоровью средствами туризма.
Задачи программы:
– изучение истории и природы родного края.
– изучение техники спортивного туризма;
– формирование основ безопасности жизнедеятельности;
– формирование практических навыков совместной работы, умений в самоорганизации и самоуправлении;
– воспитание личностных качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки.
Содержание программы: Программа имеет три уровня освоения:
1. Стартовый. В результате его освоения предполагается знакомство учащихся с основами туризма, экологии, географии, физической культуры, выявления склонностей детей к тому или иному направлению программы, для дальнейшего развития их способностей и талантов: возраст детей 10-11 лет, длительность обучения 1 год.
2. Базовый. На этом уровне ребята отрабатывают основные спортивные навыки, знакомятся с процессом тренировки, получают представление о спортивном туризме и категорийных походах: возраст детей 11-15 лет, длительность обучения 1 год.
3. Продвинутый. На этом уровне повышается компетентность учащихся в области спортивного туризма, формируются туристские навыки на уровне практического применения, а также достигаются высокие показатели учащихся в области туризма: возраст детей 15 -18 лет, длительность обучения 2 года.
Результаты программы: у учащихся будут сформированы:
– умение проводить разборы занятий и походов, делать выводы и самостоятельно совершенствовать уровень своей подготовки;
– знание велотехники МТВ, умение производить сборку, разборку и простой ремонт велотехники;
– владение навыками судейства на дистанциях второго класса в велосипедном турмногоборье;
– умение передавать знания, опыт, навыки в области велотуризма младшим подросткам.
– умение самостоятельно ремонтировать туристское снаряжение и оборудование для спортивных походов и туристских соревнований;
– наличие навыков владения фото-, видеотехникой и другими приборами, применяемыми в велотуризме;
– наличие навыков судейства на дистанциях второго-третьего класса в велосипедном турмногоборье;
– наличие навыков безаварийного прохождения сложных веломаршрутов и выживания в природных условиях;
– владение организаторскими навыками при проведении массовых туристских мероприятий.
Форма обучения: очная.
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 5-18 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Основы лежания и скольжения на воде. Основы техники работы ног и рук. Гигиенические требования и закаливание организма.
Цель программы: формирование у обучающихся стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и плаванию в отдельности, как необходимому звену общей культуры и общеоздоровительной практике в жизни;
Задачи программы:
• выработка у обучающихся мотивационно-целостной установки на качественное выполнение требований программы;
• всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе;
• ознакомление с правилами безопасности на воде;
• укрепление здоровья обучающихся, повышение и поддержание на оптимальном уровне физической и умственной работоспособности, спортивной тренированности;
• закаливание и профилактика простудных заболеваний;
• обучение технике спортивного плавания;
• обучение технике оказания первой помощи и спасения на воде;
• формирование необходимых теоретических знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта;
• обучение обучающихся простейшим методам оценки физического, функционального и психоэмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями;
• укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей).
Содержание программы: Программа направлена на физическое воспитание обучающихся, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте, приобщение их к регулярным занятиям плаванием, выявление одаренных обучающихся.
Результаты программы: 1. Улучшение состояния здоровья обучающихся и закаливание.
2. Уменьшение недостатков физического развития детей.
3. Привлечение максимально возможного числа детей к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни.
4. Овладение обучающимися жизненно необходимыми навыками плавания.
5. Улучшение координации движений обучающихся.
6. Воспитание правильной осанки.
7. Постановка правильного дыхания.
8. Закаливание.
Форма обучения: очная.
Срок реализации программы: 8 лет.
Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 5-18 лет.
Язык, на котором осуществляется обучение: русский.
Предметные курсы программы: Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка.
Цель программы: – создание системы педагогической работы, направленной на всестороннее физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья, повышение функциональных возможностей организма, формирование устойчивого интереса детей к занятиям плаванием.
Задачи программы:
-сформировать устойчивый интерес к занятиям спортивным плаванием для дальнейших тренировок;
-содействовать гармоничному развитию, разносторонней физической и технической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
-создать условия для развития волевых качеств;
-сформировать необходимые знания в области техники плавания,
-изучить технику спортивных и прикладных способов плавания, стартов и поворотов;
-подготовить спортсменов-разрядников.
Содержание программы: Программа направлена на физическое воспитание обучающихся, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте, приобщение их к регулярным занятиям плаванием, выявление одаренных обучающихся.
Результаты программы: обучающиеся будут знать:
– технику плавания, стартов и поворотов;
– возрастные особенности физического развития организма;
– особенности психологического настроя спортсмена;
– методы восстановления организма;
– основы перспективного, текущего и оперативного планирования;
– основные методы оценки технического и тактического мастерства в плавании;
– техники самомассажа;
– правила организации и проведения соревнования по плаванию;
– правила антидопингового кодекса;
будут уметь:
– планировать спортивную тренировку;
– выполнять упражнения для развития специальных физических качеств;
– контролировать процесс становления и совершенствования техники плавания;
– правильно выполнять выстроенный тренировочный процесс;
– правильно использовать и распределять силы во время проплывания дистанции;
– применять психологическую и тактическую подготовку во время соревнований;
– планировать спортивную тренировку;
– участвовать в соревнованиях в качестве судьи.
Методические материалы
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
-
Детская туристская энциклолпедия
Авторский коллектив ГАУДО ПензоблСЮТур
-
Туристские маршруты Пензенской области
Пономарева М.А., Козлова Л.В.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
-
Узлы
Автор: Зелепугин П. В., педагог дополнительного образования ГАУДО ПензоблСЮТур
-
Техника безопасности при проведении туристских мероприятий весной
Автор: Гончарик Е. В., педагог дополнительного образования ГАУДО ПензоблСЮТур
-
Северное Возрождение. Возрождение во Франции
Автор: Жаринова Е. Е., педагог дополнительного образования ГАУДО ПензоблСЮТур
-
Первая медицинская помощь при повреждениях скелета
Автор: Фролова О. Е., педагог дополнительного образования ГАУДО ПензоблСЮТур
-
Выбор варианта движения во время прохождения дистанции
Автор: Чеснокова Е. Н., педагог дополнительного образования ГАУДО ПензоблСЮТур
ПУТЬ ОВЛАДЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ ОБЩЕНИЯ
-
Краеведческий квест
Авторы: Козлова Л. В., Маркова О. Н., Чулин А. В., методисты ГАУДО ПензоблСЮТур, Гончарик Е. В., педагог дополнительного образования ГАУДО ПензоблСЮтур
-
"В России поэтов много, а Лермонтов - один".
Краеведческая игра для обучающихся 5 - 9 классов. Авторы: Маркова О. Н., Козлова Л. В.