ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПензоблСЮТур организует образовательную деятельность в соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий в объединениях по интересам.

Численность учащихся по реализуемым дополнительным общеобразовательным программам на 2020–2021 учебный год – за счёт бюджетных ассигнований: 732 человек. Образовательная деятельность осуществляется в течение всего календарного года.

Обучение ведется на русском языке.

Возраст учащихся от 5 до 18 лет.

Приём на обучение по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется в соответствии с Положением о приёме, обучении, переводе и отчислении учащихся Государственного автономного учреждения дополнительного образования Пензенской области “Станция юных туристов”.

В текущем учебном году вакантных мест для приёма (перевода) на обучение по дополнительным общеобразовательным программам в учреждении нет.

Обучение бесплатное.

ЛИЦЕНЗИЯ
на осуществление образовательной деятельности
№ 12370 от 26 августа 2021 г.

Учебный план ГАУДО ПензоблСЮТур

Основополагающими документами в области дополнительного образования при составлении учебного плана ГАУДО ПензоблСЮТур, являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
  3. Устав ГАУДО ПензоблСЮТур
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
  5. Образовательная программа ГАУДО ПензоблСЮТур.
  6. Методические рекомендации по финансовой реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей от 19.10.2006 г. № 06.16.16

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной в ГАУДО ПензоблСЮТур.

Организация образовательной деятельности может предусматривать использование различных форм проведения занятий – по группам, индивидуально или всем составом объединения. Группы дифференцируются по годам обучения (1 год обучения , 2 год обучения , 3-й и последующий год обучения). Деятельность образовательного учреждения направлена на формирование всесторонне развитой гармоничной личности, способной реализовывать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях, в интересах, как собственных жизненных устремлений, так и прогресса общества.

В программах преобладают практические занятия; закрепление полученных знаний на практике, в походе, на экскурсии; введен достаточно большой по объему блок физической подготовки. Это требует значительного увеличения объёма учебного времени. В настоящее время нормативно-правовая база дополнительного образования позволяет это сделать.

В ГАУДО ПензоблСЮТур устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: лекция, беседа, семинар, занятие на местности, лабораторная работа, конкурс, экскурсия, конференция, занятия общей и специальной физической подготовкой, учебно-тренировочные походы и сборы, соревнования, экспедиции и другие виды учебных занятий.

Рекомендуемый санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей режим занятий детей в объединениях туристско-краеведческого и физкультурно-спортивного профиля: продолжительность теоретических занятий –от 1 до 3 по 45 минут, занятия на местности – до 4 часов, 1-2 похода или занятия на местности в месяц. Продолжительность занятий 45 минут с обязательным 10-15 минутным перерывом между ними для отдыха и проветривания помещений.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
реализуемые в ГАУДО ПензоблСЮТур

“КРАЕВЕДЕНИЕ И НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ”

Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.

Срок реализации программы: 3 года.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 8-14 лет.

Язык, на котором осуществляется обучение: русский.

Предметные курсы программы: Волшебный мир бересты. Техника безопасности. Туристская подготовка.

Цель программы: воспитание гармонично-развитого, социально-адаптированного, творчески активного гражданина, способного любить и продолжать традиции своего народа в современной действительности.

Задачи программы:

  • расширение познавательного, общекультурного кругозора, интереса к народному творчеству;
  • формирование художественно-эстетических представлений и понятий, практических навыков и умений;
  • развитие потребности в освоении новых знаний и навыков в выбранном направлении деятельности, творческих способностей и творческой индивидуальности;
  • развитие способностей воспитанников адаптироваться в различных условиях окружающей среды;
  • приобщение к здоровому образу жизни;
  • формирование у воспитанников позитивных жизненных навыков, связанных с выбором будущей профессии, профессиональным становлением в процессе овладения при обучении конкретными профессиональными знаниями и умениями;
  • формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к малой Родине.

Содержание программы: воспитанники знакомятся с историей Пензенского края, основами предпринимательства, изучают ручные ремесла России и Пензенской области, осваивают традиционные приемы обработки бересты, участвуют в её заготовке, приобретают навыки начальной туристской подготовки. У обучающихся наряду с освоением национальных, культурных традиций своего народа, родного края, развивается интерес к народным ремеслам, а с помощью активных форм туризма воспитанники приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают навыки самообслуживания. При изучении раздела «Ремесла Пензенского края – частица общероссийской культуры» организуются творческие встречи, мастер-классы с известными мастерами, этнографические экспедиции, походы, экскурсии по местам традиционных ремесел.Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута»-путешествия в окружающую среду с элементами познания.

Результаты программы: обучающиеся будут знать: народные ремесла и промыслы Пензенской области; историю возникновения керамического искусства, традиции керамики Пензенской губернии; историю развития берестяного ремесла; свойства и использование бересты; традиционные изделия из пластовой бересты; географию Пензенской области, туристские возможности родного края; уметь применять ручной инструмент, правильно его хранить; организовать свое рабочее место согласно требованиям техники безопасности; изготавливать простейшие глиняные игрушки, сувениры; изготавливать изделия прямым и косым плетением (малые формы открытого типа); работать с пластовой берестой; выполнять теснение – вид художественного оформления бересты; представлять свои работы на выставки; укладывать рюкзак, ставить палатку, развертывать и свертывать лагерь; определять места, пригодные для организации привалов и ночлегов.

“ВОДНЫЙ ТУРИЗМ”

Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.

Срок реализации программы: 4 года.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 11-17 лет.

Язык, на котором осуществляется обучение: русский.

Предметные курсы программы: Основы туристско-спортивной подготовки (1 год в т.ч. ТБ). Топография и ориентирование. Гигиена и первая доврачебная помощь. Общая и специальная физическая подготовка. Организация туристского быта в полевых условиях. Обеспечение безопасности. Специальная подготовка туриста-водника. Спортивные походы.

Цель программы: формирование социальной и познавательной активности учащихся, укрепление и сохранение здоровья, повышение спортивного мастерства через занятия водным туризмом.

Задачи программы:

  • разносторонняя физическая подготовка;• развитие специальных физических качеств;
  • формирование техники и тактики водного туризма;
  • подготовка к участию в спортивных соревнованиях по спортивному туризму на водных дистанциях;
  • подготовка к участию в походах различной сложности;
  • формирование навыков оказания первой помощи и восстановления после физических нагрузок;
  • обучение грамотному и безопасному поведению на открытых водоемах и в природной среде;
  • развитие инициативности и самостоятельности;
  • укрепление физического здоровья учащихся, закаливание организма;
  • воспитание чувства ответственности за коллектив, укрепление межличностных отношений через уважительное, доброжелательное отношение друг к другу;
  • экологическое воспитание.

Содержание программы: Программа является интеграцией спортивного туризма и смежных видов деятельности, общей физической подготовки и позволяет учащимся, не имеющим специальной подготовки пройти обучение и участвовать в различных мероприятиях с целью изучения родного края и получения специальных знаний и умений в области туризма, истории, экологии др.

Результаты программы:
• Учащиеся будут знать основные задачи туризма и его значение в жизни общества.
• Научатся контролировать и корректировать собственное поведение на тренировочных занятиях, соревнованиях и в походе.
• Научатся правильно оценивать препятствия в водном походе и предлагать свои варианты его прохождения.
• Получат знания об основных терминах и понятиях водного туризма.
• Получат знания о технике и тактике преодоления естественных водных препятствий, познакомятся с правилами безопасности в походе 1-2 категории сложности.
• Научатся проводить спасательные работы на воде.

“СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ”

Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.

Срок реализации программы: 3 года.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 8-13 лет.

Язык, на котором осуществляется обучение: русский.

Предметные курсы программы: Основы спортивного ориентирования. Общая и специальная физическая подготовка. Тактико-техническая подготовка. Медико-санитарная подготовка. Техника безопасности. Основы туристской подготовки.

Цель программы: создание условий для воспитания физически здоровой, социально-адаптированной, всесторонне развитой личности подростка посредством занятий спортивным ориентированием.

Задачи программы:

  • Усвоение и овладение воспитанниками базовым, а затем повышенным уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для занятий ориентированием;
  • Формирование потребности в углубленном освоении предмета для участия в соревнованиях по спортивному ориентированию различного уровня;
  • Создание условий для профессионального самоопределения личности;
  • Формирование навыков жизнеобеспечения;
  • Получение дополнительного образования по ОБЖ, географии, краеведению, психологии, экологии.

Содержание программы: Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, имеют большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и будущему воину. При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективное мышление в условиях больших физических нагрузок.
Спортсмен-ориентировщик в процессе занятий совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, геометрии, физкультуры.

Результаты программы: обучающиеся получат знания об основных элементах ориентирования, расширяют объем знаний о технике спортивного ориентирования. Приобретут первичные знания о тактике, соревновательный опыт, участвуя в районных и городских соревнованиях по спортивному ориентированию. Воспитанники познакомятся с туристскими возможностями родного края, совершат многодневные некатегорийные походы.

“СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ:
дисциплина «дистанции-пешеходные»”

Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.

Срок реализации программы: 4 года.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 11-17 лет.

Язык, на котором осуществляется обучение: русский.

Предметные курсы программы: Спортивный туризм (в т.ч. техника безопасности). Ориентирование на местности. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Общая и специальная физическая подготовка.

Цели программы:

  • физическое и духовное развитие личности;
  • воспитание в ребенке любви к окружающему миру и родной стране;
  • формирование чувства патриотизма и гражданственности;
  • уточнение, подтверждение полученных и приобретение новых знаний по предметам школьной программы, взаимосвязанных с туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельностью;
  • выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с природой и культурными памятниками родной страны;
  • формирование личности, способной творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов (системы выживания);
  • овладение ребенком основными спортивно-техническими профессиональными навыками в данной области;
  • развитие способности к принятию творческих решений в нестандартных жизненных ситуациях на основе имеющегося багажа практического опыта, т.е. переход количества практического опыта и знаний в качество оригинальных решений;
  • социальная адаптация детей и подростков из неблагополучных семей и детей с отклонениями в социализации;
  • воспитание в школьниках основных человеческих качеств: взаимовыручки, дружбы, честности, бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости.

Задачи программы:

  • пропаганда туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельности,
  • пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом;
  • участие в туристских соревнованиях, проводимых округом, городом;
  • формирование из числа старших и наиболее опытных учащихся инструкторского звена, помогающего в реализации данной программы;
  • привлечение наиболее опытных выпускников к работе в должности педагога дополнительного образования;
  • изучение культуры и природы России через туристские походы, посещение памятников истории и природы.

Содержание программы: Спортивный туризм – это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как средство круглогодичной тренировки туристов используются походы и соревнования по различным видам туристской техники.

Результаты программы: В результате освоения программы дети научатся: соблюдать правила безопасности во время организации и участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях, подвижных и спортивных игр; надевать страховочную систему, вязать узлы; владеть приёмами самостраховки, преодолевать естественные и искусственные препятствия; подбирать личное и групповое снаряжение для двухдневного похода; пользоваться туристским снаряжением; разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты, составлять меню; уметь ориентироваться на местности по компасу, карте, местным признакам и предметам, рассчитывать расстояние по карте и измерять расстояние шагами на местности; выполнять нормативы для присвоения 2, 1 юношеских и 3 спортивных разрядов по видам спорта спортивный туризм и спортивное ориентирование; жить в коллективе и владеть секретами общения и творческого сотрудничества в ходе интегрированной спортивно – познавательной туристско-краеведческой деятельности.

“СКАЛОЛАЗАНИЕ И СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ”

Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.

Срок реализации программы: 3 года.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 7-16 лет.

Язык, на котором осуществляется обучение: русский.

Предметные курсы программы: Основы туристской и скалолазной подготовки. Техника безопасности. Организация туристского быта в полевых условиях. Спортивный туризм. Основы скалолазания. Топография и ориентирование. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Общая и специальная физическая подготовка.

Цель программы: укрепление и сохранение здоровья учащихся, обеспечение разностороннего физического развития, создание условий для развития социально-активной личности воспитанников средствами скалолазания и туризма.

Задачи программы:

  • удовлетворение познавательных интересов и развитие познавательных, творческих способностей учащихся;
  • достижение учащимися уровня физической подготовленности в соответствии с требованиями данной программы;
  • овладение базовыми знаниями, умениями и навыками по скалолазанию;
  • формирование образа здоровой жизни у учащихся, через систематические занятия скалолазанием;
  • воспитание морально-волевых качеств, самостоятельности и ответственности;
  • воспитание патриотического сознания: любовь и бережное отношение к природе, к истории и культуры края, в том числе гордость за достижения соотечественников в спорте.

Содержание программы: Представленная программа даёт широкое представление о тренировочном процессе в скалолазании. Спортивное скалолазание – один из немногих видов спорта, сочетающих физическое движение с движением мысли. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скалолазание» способствует решению приоритетных задач развития личности через занятия скалолазанием. Это даёт возможность вариативности выбора направлений в развитии учащегося, совершенствовании его физических качеств. Кроме того, содержание программы дополнено разделами начальной туристской подготовкой.

Результаты программы:
Обучающиеся научатся выполнять общеразвивающие физические упражнения, укрепят своё здоровье, улучшат двигательные качества: гибкость, ловкость, силу, координацию движений, пространственное мышление; получат базовые знания, умения и навыки в спортивном скалолазании (технические действия на стене); освоят теоретический материал (история возникновения скалолазание, виды, дисциплины); научатся работать в команде, освоят основы страховки, первой медицинской помощи; научатся лазать скалолазную трассу.

“ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ СУРСКИЙ КРАЙ”

Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.

Срок реализации программы: 5 лет.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 11-17 лет.

Язык, на котором осуществляется обучение: русский.

Предметные курсы программы: Откуда я родом. Моя малая родина. Музейное дело. Культура речи. Историко-культурный туризм.

Цель программы: формировать через организацию туристско-экскурсионной деятельности гармонично развитую, социально адаптированную личность, любящую свой родной край, знающую историю своей страны, способную уважать традиции и обычаи других стран и народов.

Задачи программы:

– воспитать гражданственность, любовь к своей малой Родине;
– воспитать художественно-эстетический вкус;
– воспитать потребность в освоении ценностей мировой культуры;
– повысить культуру общения;
– расширить кругозор учащихся в определенных отраслях знаний;
– развить мотивацию личности к познанию и творчеству;
– повысить уровень научности обучения;
– укрепить научную связь с практикой;
– научить последовательно и правильно излагать изучаемый материал.

Содержание программы: учащиеся приобретают многосторонние знания об истории края, методике ведения экскурсии, умению находить новые сведения, передавать их и владеть навыками общения. Экскурсии становятся началом работы по самообразованию личности. В настоящее время экскурсии в значительной степени обогатились по содержанию, формам и методике их проведения. Методами обучения может являться работа с источниками информации, изучение наглядности. Могут быть использованы и технические средства обучения. Ведущим методом преподавания является все же словесный: объяснение, рассказ, беседа. Беседы организуются в процессе изучения тем программы на занятиях, во время наблюдений, просмотров фильмов, иллюстраций и проведения экскурсий. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. На занятиях особое место отводится правильному показу экскурсионного объекта, рассказу, развитию речи, дикции, темпа и ее ритма. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.

Результаты программы: знакомство обучающихся с историей Пензенского края; умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности; умение составлять тексты учебно-тематических экскурсий; развитие навыков проведения экскурсий и знакомство с профессией; применение полученных знаний в социальной жизни; формирование разносторонне развитой личности школьника.

“ТУРИЗМ – МОЯ ЖИЗНЬ”

Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.

Срок реализации программы: 7 лет.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 6-18 лет.

Язык, на котором осуществляется обучение: русский.

Предметные курсы программы: Личное снаряжение. Ориентирование на местности. Первая (доврачебная) медицинская помощь. Пешеходный туризм. Скалолазание. Велотуризм. Общая физическая подготовка. Клубная деятельность.

Цель программы: обеспечение личностного и физического развития, позитивной социализации, ответственного отношения учащихся к своему здоровью средствами туризма.

Задачи программы:

– изучение основ безопасности жизнедеятельности;
– изучение истории и природы родного края.
– изучение техники спортивного туризма;
– развитие практических навыков совместной работы, умений в самоорганизации и самоуправлении;
– воспитание личностных качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки.

Содержание программы: Ведущей формой в реализации образовательной программы «Туризм – моя жизнь» является туристский поход.
Поход в программе понимается как воспитательное пространство, способствующее социализации личности ребенка; совершенствованию его физической подготовки; умению налаживать межличностные отношения; формированию чувства коллективизма, ответственности, надежности, решительности, смелости, самостоятельности, толерантности.
При реализации программы используются различные формы походов: степенные, категорийные, агитпоход, экспедиции, передвижные палаточные лагеря, где создаются наиболее благоприятные условия для формирования постоянного детского коллектива.
В программе все виды походов и экспедиций проводятся в каникулярное время.
Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года.
Особое внимание в программе уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

Результаты программы: Обучающиеся по итогам изучения программы будут владеть техникой и тактикой пешеходного туризма, самостоятельно организовывать страховку; владеть навыками ориентирования на местности и участия в со-ревнованиях по спортивному ориентированию; умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуа-циях в природной, техногенной и социальной средах; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной и общественной безопасности; владеть способами оказания первой помощи; иметь достаточную для зачетного похода физическую и техническую подготовку.

“ОРГАНИЗАТОРЫ ТУРИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ”

Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.

Срок реализации программы: 3 года.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 10-16 лет.

Язык, на котором осуществляется обучение: русский.

Предметные курсы программы: Туристская подготовка. Топография и ориентирование. Краеведение. Основы гигиены, первая помощь пострадавшему. Общая и специальная физическая подготовка. Инструкторская подготовка.

Цель программы: укрепление и сохранение здоровья учащихся, обеспечение разностороннего физического развития, создание условий для развития социально-активной личности воспитанников средствами туризма.

Задачи программы:

• укрепление здоровья учащихся;
• формирование детского коллектива;
• развитие лидерских качеств учащихся;
• повышение спортивного мастерства учащихся;
• физическое и духовное развитие личности;
• воспитание в ребенке любви к окружающему миру и родной стране;
• формирование чувства патриотизма и гражданственности;
• уточнение, подтверждение полученных и приобретение новых знаний по предметам школьной программы, взаимосвязанных с туристско-краеведческой деятельностью;
• выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с природой и культурными памятниками родной страны;
• овладение ребенком основными спортивно-техническими профессиональными навыками в области туризма;
• развить интерес к спортивно-туристской деятельности и путешествиям,
• развить интерес к познанию окружающего мира.

Содержание программы: Программа содержит рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса туристов на начальном этапе знакомства с туризмом. При освоении программы происходит развитие физических качеств учащихся, устойчивого интереса к спорту и здоровому образу жизни через знакомство с видами туризма и освоением базовых туристических навыков.

Результаты программы: Обучающиеся получат знания по личной гигиене туриста, профилактике заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях по спортивному туризму, о нормативных документах по спортивному туризму, скалолазанию, а так же технике и тактике ориентирования. Научатся выполнять сложно-координационные упражнения, сложно-координационные упражнения, улучшат свою физическую подготовку. Приобретут навыки прохождения дистанций 2 и 3 класса по пешеходному туризму.

“ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ”

Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.

Срок реализации программы: 2 года.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 10-14 лет.

Язык, на котором осуществляется обучение: русский.

Предметные курсы программы: Теоретическая подготовка. Физическая подготовка. Техника ориентирования. Техника плавания. Техника бега. Техника лыжных ходов. Тактическая подготовка. Психологическая подготовка. Интеллектуальная подготовка. Тренировочные дистанции.

Цель программы: формирование устойчивого интереса к занятиям в туристских объединениях, а также здорового образа жизни средствами плавания. Освоение учащимися начальных знаний и навыков в туристско-краеведческой области, создание условий для мотивационного развития, социальной адаптации и самоопределения в дальнейших занятиях туризмом.

Задачи программы:

– расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих общеобразовательную программу по географии, экологии, ОБЖ, физической подготовке;
– приобретение первоначальных знаний обучающихся по различным направлениям спортивного туризма и спортивного ориентирования.
– физическое совершенствование школьников — развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
– приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
– приобретение специальных знаний по спортивному туризму и ориентированию;
– изучение основ техник плавания различными стилями;
– развитие практических навыков в прикладном плавании.

Содержание программы: Происходит начальное знакомство с направлениями спортивного туризма и спортивного ориентирования. Обучающиеся приобретают навыки и понятия, связанные с туристско-краеведческой деятельностью и применяют на практике в однодневных походах. Выполняются нормативы для получения отличительных знаков «Юный путешественник России» I ступени. Параллельно с этим воспитанники начинают осваивать базовый курс спортивного и прикладного плавания.

Результаты программы: По завершению программы обучающиеся должны знать: определения понятий, связанных с туристско-краеведческой деятельностью; разновидности туристско-краеведческих направленностей в организациях дополнительного образования города; правила организации и проведения не сложных туристских походов выходного дня, путешествий и экскурсий; основную краеведческую информацию о Пензенской области. Основы туристической техники и ориентирования; иметь общие представления о самоконтроле и оказании помощи пострадавшему на воде; элементарные способы закаливания и оздоровления организма. Базовую технику плавания спортивными способами, правила безопасности на воде и порядок действий в экстремальных ситуациях, основы прикладного плавания.
Обучающиеся приобретают ряд навыков, связанных с организацией и проведением туристских степенных походов и участия в простейших соревнованиях по видам спортивного туризма и ориентирования, оказанием помощи пострадавшему на воде. Правильно оценивать ситуацию на воде, мобилизовать свои ресурсы и принимать четкие тактические решения. Предусматривается повышение уровня общей физической подготовки, что является необходимой предпосылкой в выборе спортивной специализации и последующего успешного занятия любым видом туризма.

“ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ”

Форма обучения: очная с применением электронного и дистанционного обучения.

Срок реализации программы: 5 лет.

Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа: 12-18 лет.

Язык, на котором осуществляется обучение: русский.

Предметные курсы программы: Основы туристско-спортивной подготовки. Топография и ориентирование. Гигиена и первая доврачебная помощь. Общая и специальная физическая подготовка. Социально-психологическая подготовка. Специальная подготовка туриста-водника. Спортивные походы.

Цель программы: создание условий для успешной социализации подростков средствами туризма.

Задачи программы:

– знакомство с основами туризма и туристской деятельности;
– формирование знаний о различных видах туризма;
– формирование туристских навыков, необходимых для включения в различные виды туристской деятельности;
– пропаганда и мотивацию подростков к ведению здорового образа жизни;
– физическое совершенствование воспитанников;
– формирование и развитие положительных социальных качеств личности и ценностных ориентаций: мужества, выносливости, выдержки, решительности, смелости и д.р.;
– формирование умений межличностного и межвозрастного взаимодействия и сотрудничества.

Содержание программы: предполагает изучение основ туристкой деятельности, техники и тактики различных видов туризма, основ медпомощи, формирование и развитие туристских умений и навыков. Особенностью данной программы является помимо формирования и развития специальных ЗУН развитие творческих способностей воспитанников (факультативный курс: «Основы игры на гитаре), коммуникативных и организаторских умений и способностей (факультативный курс: «Организация досуговой деятельности в походе»). Практикоориентированный характер программы обеспечивает включение каждого участника педагогического взаимодействия в процесс формирования социальнозначимых умений и навыков (активность, ответственность, автономность, мобильность и др.) средствами туризма.

Результаты программы: обучающиеся будут знать основы туристской деятельности; технику безопасности в походах, на соревнованиях; тактические и технические особенности водного и горного туризма; способы деятельности в ЧС и экстремальных ситуациях в условиях различных видов туризма; организационные основы подготовки и проведения различных видов походов, экспедиций. Будут уметь: разрабатывать маршрут похода, подбирать продукты и снаряжение для похода; изготовлять простое снаряжение для походов и соревнований; работать контролером, судьей этапов на соревнованиях по спортивному ориентированию и технике туризма; ориентироваться в экстремальных ситуациях; обеспечивать себя водой и пищей в автономных условиях; изготовлять жилища в разных природных зонах; изготовлять снаряжение, бытовую утварь из природных материалов; оказывать медицинскую помощь. Выполнят: нормативы второго разряда по спортивному ориентированию, по спортивному туризму, по туристскому многоборью, по поисковоспасательным работам; совершат походы 1 категории сложности.

Методические материалы

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ПУТЬ ОВЛАДЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ ОБЩЕНИЯ
СЦЕНАРИИ
Сценарии ко дню Победы в Великой Отечественной войне
  • Пусть поколения знают и помнят

    Музыкально-литературная композиция. Инсценировка Автор: Кознова А. В., педагог-организатор отдела краеведения и экскурсий ГАУДО ПензоблСЮТур

  • Сломанное детство

    Сценарий проведения Вахты памяти Автор: Кознова А. В., педагог-организатор отдела краеведения и экскурсий ГАУДО ПензоблСЮТур

  • Вахта памяти

    Сценарий, посвященный Дню памяти и скорби Автор: Кознова А. В., педагог-организатор отдела краеведения и экскурсий ГАУДО ПензоблСЮТур

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ